А. трудоустроена на работу к предпринимателю за месяц до декрета. ИП выплатил ей пособие по беременности и родам и обратился в ФСС с заявлением о выделении средств для возмещения расходов.

По результатам выездной проверки ФСС отказал в выделении средств, установив, что согласно приказу и трудовой книжке работница принята менеджером, а согласно трудовому договору – бухгалтером. При этом предприниматель не представил документов, подтверждающих фактическое исполнение обязанностей в качестве бухгалтера или в качестве менеджера.

Предприниматель обратился в суд (дело № А32-18066/2017), поясняя, что на протяжении всего срока трудоустройства работницы исчислял и уплачивал с ее зарплаты налоги и взносы. В подтверждение исполнения трудовых функций представлены заключенные с контрагентами договоры. ИП также пояснил, что через год после наступления страхового случая работница вновь приступила к исполнению трудовых обязанностей.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф08-11052/2017 от 14.02.2018) признали законным решение фонда, указав, что договоры не свидетельствуют об участии работницы в их заключении. Не доказано, что в трудовом договоре о принятии работницы бухгалтером была допущена техническая ошибка относительно должности, что эта ошибка была исправлена, и что через год А. вновь приступила к работе. 

Из показаний работницы следует, что она трудоустроена после обращения с такой просьбой к матери предпринимателя, до этого предприниматель не занимался поиском работника, в частности, на должность менеджера. Документально данный вывод предприниматель не опроверг.