Компания, применявшая УСН, в 2012 году приобрела у физлица экскаватор. В подтверждение сделки представлены договор, акт приема-передачи, платежное поручение.

По результатам выездной проверки ИФНС срезала расходы на покупку экскаватора, сославшись недоказанность его ввода в эксплуатацию и отсутствие регистрации права собственности в органах Гостехнадзора. Должностные лица компании не смогли пояснить, где находится техника и как используется.

Суды трех инстанций (дело № А34-6924/2015) отменили решение инспекции, разъяснив, что расходы на приобретение основных средств при УСН принимаются только после фактической оплаты, с момента ввода основных средств в эксплуатацию и с момента документально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию (пункт 3 статьи 346.16 НК). При этом такого понятия, как регистрация права собственности на транспортные средства российское законодательство не содержит. Право собственности покупателя на приобретаемое по договору купли-продажи транспортное средство, в отличие от недвижимости, возникает уже в момент передачи покупателю (статья 223 ГК).

В решении кассации (Ф09-237/2018 от 14.02.2018) указано: «отсутствие у налогоплательщика либо непредставление им акта ввода в эксплуатацию транспортного средства не свидетельствует о том, что транспортное средство налогоплательщиком не введено в эксплуатацию и не используется в предпринимательской деятельности». Установлено, что экскаватор использовался в производственной деятельности – для выкапывания скважины, благоустройства территории.