ООО «П» (заказчик) заключило с ООО «Г», «М» и «С» (подрядчиками) договоры строительного подряда и поставки стройматериалов. В подтверждение исполнения договоров представлены счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, товарные накладные, документы об оплате.

По результатам выездной проверки ООО «П» инспекция доначислила НДС, пени и штраф, установив наличие у контрагентов ООО «П» признаков номинальных структур и выявив недостатки в оформлении первичных документов. Установлено, что контрагенты по месту регистрации не находятся, необходимым штатом работников, имуществом, транспортными средствами и спецтехникой не обладают, отчетность представляют нулевую или с минимальными суммами налогов к уплате, движение денежных средств по их расчетным счетам носит транзитный характер. Свидетельство ООО «М» о допуске к работам, выданное СРО, является подложным, членство ООО «Г» в СРО прекращено в процессе исполнения сделки. Не отрицая наличие результатов выполненных работ и поставленного товара, налоговая указала на непроявление налогоплательщиком должной степени осмотрительности.

Суды трех инстанций (дело № А60-25288/2017) отменили решение инспекции, указав, что приведенные налоговой обстоятельства безусловно о нереальности сделки не свидетельствуют. Установлено, что перед заключением сделки с ООО «Г» налогоплательщик имел длительные хозяйственные отношения с контрагентом, до начала которых была проверена его правоспособность, наличие допусков, членства в СРО. Также налогоплательщик учитывал информацию об участии контрагента в выполнении строительных работ в рамках государственных и муниципальных контрактов.

В решении кассации (Ф09-8782/2017 от 02.02.2018) указано: «проверка действительности допуска СРО, периодичность и обязательность его проверки перед заключением каждого договора законодательством не предусмотрена».

Руководители контрагентов, занимавшие указанные должности в период сделки, подтвердили заключение и исполнение договоров. Должностные лица и работники налогоплательщика пояснили обстоятельства поиска контрагентов, заключения сделок и их исполнения, предоставили контакты руководителей. Доказательств обналичивания денежных средств налоговиками не представлено.