Предприниматель Ф. занималась предоставлением секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу.

В ходе выездной проверки ИФНС установила поступление на счет ИП около 30 млн рублей от ряда фирм с назначением платежей за упомянутые услуги, а затем снятие денег по чекам или вывод на личные счета предпринимателя. Установлено, что контрагенты предпринимателя имеют признаки проблемных компаний: у них отсутствуют имущество и работники, фирмы не располагаются по юрадресам, представляют отчетность с минимальными показателями налогов к уплате, денежные средства с их счетов списывались в течение одного-двух дней. Руководители и учредители контрагентов являются взаимозависимыми лицами в силу наличия родственных связей и одного места жительства.

По мнению налоговой, документооборот был формальным и использовался для обналичивания. Инспекция признала полученные ИП денежные средства доходом, доначислила НДФЛ, пени и штраф.

При обращении в суд (дело № А33-24998/2016) предприниматель отрицала отношение поступивших на ее счет средств к ее деятельности, указывала на наличие договоров с контрагентами, которые фактически не исполнялись. Она пояснила, что все полученные деньги передавала своему гражданскому мужу Е., однако расписок о получении средств с него не брала, какого-либо дохода или процентов не получала. В схему по обналичиванию истица втянута гражданским мужем путем злоупотребления доверием и обмана. Соответствующее заявление Ф. подала в МВД.

Однако суды трех инстанций (постановление кассации Ф02-6245/2017 от 17.01.2018) признали законным решение инспекции, указав, что снятие наличных и их передача третьим лицам является волеизъявлением налогоплательщика и не опровергает получение дохода, облагаемого по НДФЛ. Документального подтверждения передачи денег Е. не представлено. То, каким образом получатель дохода использует полученные средства, не имеет правового значения для налогообложения. Факт подачи ИП заявления в органы МВД, по мнению судов, не доказывает введение налогоплательщика в заблуждение и наличие у Е. статуса выгодоприобретателя.