ООО «Ф» заявило вычет НДС по счету-фактуре ООО «С» от 18 сентября 2012 года, выставленному в рамках договора купли-продажи товара.

По результатам выездной проверки налоговая в вычетах отказала, сославшись на создание формального документооборота. Установлено, что ООО «С» снято с учета в августе 2015 года, а в 2012 году не имело имущества и работников. В декларациях контрагента по НДС исходящий налог максимально приближен к сумме вычетов. Руководитель и учредитель поставщика сделку не подтвердил. К тому же, установлено обналичивание ООО «С» денежных средств, полученных от ООО «Ф».

Суд первой инстанции (дело № А63-12597/2016) поддержал выводы налоговой.

Апелляция и кассация (Ф08-9415/2017 от 13.12.2017) отменили его решение, установив, что на момент сделок ООО «С» являлось действующим юрлицом, сдавало бухгалтерскую и налоговую отчетность. Руководитель контрагента подтвердил создание им организации и ведение оптовой торговли. Он пояснил, что склады, транспортные средства при необходимости арендовал, работников привлекал и труд оплачивал наличными средствами, взносы не платил. Он также показал, что подписал чистые листы и доверенности от своего имени в периоды, когда отсутствовал, и назвал лиц, которые имели к ним доступ: брат, партнер, водитель, бухгалтера и экономисты. Эти лица налоговиками не опрошены. Подписание счета-фактуры и договора руководителем контрагента не опровергнуто. 

Отклоняя довод инспекции об обналичивании, суды установили, что денежные средства перечислены на карточку руководителя и направлены, в том числе, на расчеты с работниками. В деле отсутствуют сведения о приговорах, решениях суда, постановлениях о возбуждении уголовных дел, подтверждающих обналичивание. Реальность приобретения товара и его использования в производственной деятельности налогоплательщиком не опровергнуты.