По результатам выездной проверки ООО «А» налоговая отказала в вычете по приобретению товара у ООО «П», «Р» и «И». Установлено, что контрагенты имеют массовых учредителей, руководителей и массовый адрес регистрации, у этих фирм отсутствуют необходимые ресурсы, налоги уплачиваются в минимальных размерах, а документы от имени контрагентов подписаны неустановленными лицами.

Товарные накладные и счета-фактуры имеют идентичное электронное форматирование – они изготовлены в одном файле, в который перед распечаткой вносятся необходимые реквизиты и фамилии руководителей. Например, в товарных накладных на свободном поле в одном и том же месте по всем контрагентам проставлена цифра 1, которая к данным документам не имеет никакого отношения. К тому же, начальник службы снабжения ООО «А» не вспомнил спорных поставщиков.

Суды трех инстанций (дело № А62-270/2017) отменили решение налоговой, установив, что представленные компанией документы оформлены надлежащим образом. Реальность сделки и использование спорного товара в деятельности инспекцией не опровергнуты. В период сделок контрагенты являлись действующими юрлицами, зарегистрированными в установленном порядке.

Доказательств осведомленности компании о допущенных контрагентами нарушениях не представлено. Наступление для налогоплательщика негативных последствий в случае неправомерных действий его контрагента НК не предусмотрено. Доказательств взаимозависимости или участия компаний в схеме по уходу от налогообложения или в противоправном обналичивании не представлено. Одинаковой опечатки на документах контрагентов, обусловленной человеческим фактором, недостаточно для признания сделок формальными, отметили суды.

Также суды (постановление кассации Ф10-4818/2017 от 23.11.2017) отклонили ссылку налоговой на показания начальника снабжения истца - они не подтверждают фиктивность сделки, учитывая наличие у компании 177 поставщиков.