Агентские отношения волнуют мысли российских бизнесменов не первый год. С одной стороны, это действительно мощный инструмент для получения выгоды, с другой – серьезный риск в случае допущения ошибки. Внедрить решается не каждый. А зря. 

Если посредник на самом деле крутится, как белка в колесе, не забывая про четкость в бумагах, свободу и бизнес, тогда плодотворным отношениям ничего не грозит.

Например, в Постановлении АС Северо-Западного округа по делу №А13-6063/2015 от 07.09.2017г. налоговиков смутила взаимозависимость комитента и комиссионеров и «мутное» условие договора: «обязанность комитента по обеспечивать комиссионеров компьютерами и оргтехникой для осуществления торговли с несением расходов по их содержанию, проведению мероприятий по продвижению товара, реализуемого комиссионерами, возмещению понесенных комиссионерами расходов, которые необходимы для исполнения поручения комитент». Налогоплательщики оказались сильнее и доказали, что между ними самые настоящие отношения:

  • Во-первых, комиссионеры были зарегистрированы в качестве юрлиц задолго до начала посреднических отношений с комитентом;
  • Во-вторых, посредники имеют необходимый штат сотрудников и материальные ресурсы для ведения деятельности;
  • В-третьих, каждый участник сделок соответствует всем признакам самостоятельности и добросовестности: «самостоятельно исполняет обязательства в рамках уставной деятельности, самостоятельно ведет учет своих доходов и расходов, исчисляет налоги и представляет налоговую отчетность»;
  • В-четвертых, отчеты выполнены подробно, описаны детально конкретные услуги, оказанные комиссионерами: «сведения о стоимости товара, полученного от комитента и отгруженного покупателям, указаны даты отгрузки и номера счетов-фактур, а также суммы перечисленных комитенту за товар денежных средств»;
  • В-пятых, в договоре комиссии описаны все важные моменты отношений, в том числе, ответственность сторон, штрафные санкции.

Инспекция не нашла доказательств того, что товар к конечным потребителям поступал напрямую от комитента, минуя посредников. Впрочем, инспекция также не смогла доказать, как взаимозависимость повлияла на результаты сделок. В итоге, суд указал, что «привлечение обществом к реализации товара конечным покупателям в качестве комиссионеров взаимозависимых организаций не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, только если установлено, что сделки в действительности не совершались, реально не исполнены и не были обусловлены разумными экономическими или иными причинами»

На онлайн-интенсиве «Агентская схема: как внедрить и сэкономить по максимуму» юрист и налоговый консультант компании «Туров и партнеры» Мария Морозова расскажет обо всех нюансах агентских отношений.

Узнать подробнее и записаться на онлайн-интенсив

Курс будет состоять из четырех занятий. Обучение начнется 1 декабря. На занятиях вы узнаете:

  • Сфера применения и описание агентских отношений;
  • Грамотный и последовательный алгоритм запуска;
  • Признаки добросовестного лица и деловые цели создания Агента;
  • Особенности налогообложения агента и принципала;
  • Документооборот и ключевые моменты в договоре агентирования;
  • Обзор судебной практики по делам, которые касаются агентских отношений

Узнать, к чему придираются налоговики, и как защитить агентские отношения