ООО «А» заявило вычет в декларации по НДС по сделке с ООО «В», представив в подтверждение договор оказания транспортных услуг, счета-фактуры, транспортные накладные, акты выполненных работ.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, установив, что у контрагента отсутствует имущество, транспортные средства, складские помещения, а также трудовые ресурсы, необходимые для поставки товаров. Документы по сделке по запросу налоговой контрагент не представил. Установлено, что руководитель контрагента работал в ООО «А» менеджером по автотранспорту. Он показал, что документы от имени контрагента не подписывал, наличные денежные средства со счета не снимал, перевозчики ему не известны.
Суды трех инстанций (дело № А12-66906/2016) признали законным решение инспекции. Суды отметили, что в отношении директора истца было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 199 УК - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. В рамках этого дела установлено, что оспариваемые транспортные услуги фактически не оказывались. Взаимоотношения с контрагентом носили фиктивных характер и были созданы для придания видимости законности документооборота для завышения вычетов по НДС.
Уголовное дело затем было прекращено, однако суды не придали этому значения. Кассация (Ф06-25816/2017 от 21.11.2017) отметила: «факт прекращения уголовного дела связан не с отсутствием в действиях обвиняемого лица состава уголовного преступления, а с наличием законодательно установленного основания для его прекращения, а именно: полного возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, что может расцениваться как признание с его стороны вины в уклонении от уплаты выявленной суммы НДС».