Компания признана банкротом, открыто конкурсное производство. В реестр требований кредиторов включены требования более чем на 80 млн рублей. При этом имущество у компании отсутствует. Конкурсный управляющий обратился в суд с иском о привлечении руководителей компании к субсидиарной ответственности за неисполнение обязанности по своевременной подаче в суд заявления о признании должника банкротом.

Суды двух инстанций (дело № А50-3939/2013) удовлетворили его требования в отношении двух из трех руководителей (которыми заявления поданы не были), однако снизили размер ответственности до 10 тысяч рублей (пункт 5 статьи 14.13 КоАП). По мнению судов, связь между действия руководителей и увеличением задолженности по обязательным платежам отсутствует, так как увеличение такой задолженности произошло бы в любом случае. К тому же, руководитель компании находится в зависимости от решений и позиции участника, который был против подачи заявления о банкротстве.

Конкурсный управляющий обращает внимание, что закон "О несостоятельности (банкротстве)" не ставит обязанность руководителя подать заявление о банкротстве в зависимость от согласия учредителей.

Кассация (Ф09-3087/2014 от 16.06.2017) отменила решение судов, указав на статью 9 закона о банкротстве, которая предусматривает направление в суд заявления о банкротстве в кратчайший срок, не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. В противном случае руководитель скрывает от кредиторов информацию о неудовлетворительном имущественном положении компании. При этом несвоевременная подача заявления влечет рост задолженности. Защиту кредиторов в этом случае обеспечивает возложение на такого руководителя субсидиарной ответственности по новым обязательствам при недостаточности конкурсной массы.

С заявлением о признании фирмы банкротом руководитель (третий) обратился в суд в марте 2013 года. При этом обязательства компании превышали активы еще на 1 января 2010 года (во время руководства фирмой первым руководителем). Суд отметил, что исполнение указаний учредителя не освобождает руководителя от компенсации убытков.

Дело приведено в обзоре правовых позиций о банкростве за 1 полугодие 2017 года, направленном письмом ФНС от 21.07.2017 N АС-4-18/14302@.