Одобренный Госдумой в окончательном чтении законопроект № 274631-7 вносит целый блок важных (и не очень) поправок в нормы НК, касающиеся НДС (в главу 21 НК и не только).

Подрихтовали нюансы постановки на учет в РФ и снятия с учета иностранных фирм, оказывающих российскому населению электронные услуги (плательщиков так называемого "налога на Google"). В главу об НДС вводятся условия принятия к вычету НДС, предъявленного за такие услуги. Будет нужен договор или расчетный документ с выделением НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации, а также подтверждение оплаты с НДС. Корректируется также ряд других норм о "налоге на Google".

Оговаривается особый порядок освобождения от НДС по критерию величины выручки для организаций и ИП, в том же году перешедших на ЕСХН или имевших в предыдущем году по ЕСХН доходы до 100 млн рублей (данный лимит будет уменьшаться из года в год и начиная с 2020 года составит 60 млн). В этой связи вносится множество уточняющих поправок в статью 145 НК, дающую право на освобождение от НДС в общем случае при выручке до 2 млн за 3 месяца.

Подпункт 25 пункта 2 статьи 149 НК утратит силу, а значит – реализация лома и отходов черных и цветных металлов перестанет быть операцией, освобожденной от НДС.

Более того: эта сфера станет частью эксперимента по переложению уплаты НДС и сдачи деклараций по НДС на покупателя. Такая же участь коснется реализации сырых шкур животных и вторичного алюминия и его сплавов. Покупатели таких товаров (за исключением физлиц-не ИП) будут считаться налоговыми агентами. Продавец будет выставлять счет-фактуру, не указывая в нем НДС и проставляя отметку о том, что НДС исчисляется налоговым агентом. По такому счету-фактуре налоговый агент - покупатель - сможет принимать НДС к вычету, это касается и предоплаты. Если продавец таких товаров не является плательщиком НДС, то в договоре и первичном документе (накладной или акте) он должен проставить отметку "Без НДС". Если такая отметка оказалась дезинформацией, то в дальнейшем НДС будет платить сам такой продавец, а не покупатель-налоговый агент.

Будет установлено, что при приобретении товаров, работ, услуг, в том числе ОС и НМА за счет бюджетных средств НДС к вычету не принимается. Оговаривается порядок учета в расходах таких сумм и восстановления НДС, если субсидии выданы для возмещения уже понесенных расходов с НДС.

Корректируется "правило 5%" - для налоговых периодов, в которых расходы на необлагаемые НДС операции менее 5% в общем объеме расходов. Небольшая рокировка ссылок на нормы, и у таких налогоплательщиков появится необходимость ведения раздельного учета. Тем не менее, им по-прежнему не надо будет соблюдать пропорцию для учета входящего НДС в вычетах и расходах. При соблюдении указанного правила можно будет принимать к вычету весь НДС по приобретениям, используемым как для облагаемых, так и для необлагаемых НДС операций (сейчас к вычету в рамках "правила 5%" принимаются "все суммы налога, предъявленные ... в указанном налоговом периоде").

Кроме того, предусмотрены изменения в федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ, которым были установлены льготы по НДС авиаперевозчикам и пригородному ж/д сообщению. Согласно действующим нормам положения подпункта 6 пункта 2 статьи 164 НК (о 10%-ной ставке НДС с услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, за исключением перелетов в Крым, в отношении которых действует ставка 0%) применяются по 31 декабря 2017 года включительно. Теперь эта норма продлевается до 31 декабря 2020 года включительно.