В период действия решения о приостановлении операций с расчетного счета компании были списаны денежные средств с назначением платежа «пополнение лицевого счета зарплата». Однако перечисленные средства фактически зарплатой не являлись, поскольку у компании работники отсутствуют, сведения о доходах по форме 2-НДФЛ не представлялись, компания учреждена участником еще 20 фирм. Он пояснил, что фирма создана для перевода денег с фирмы на фирму. Установив эти обстоятельства, инспекция оштрафовала банк по статье 134 НК за неисполнение решения налоговой.
Банк обратился в суд (дело № А60-60968/2016), указывая, что приостановление операций по счету не распространяется на выплату зарплаты, а статья 76 НК не предусматривает дополнительные формы контроля фактического использования клиентом денежных средств. Также банк ссылается на отсутствие у налоговиков полномочий по контролю за нарушением требований антиотмывочного закона.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что ранее (до приостановления операций по счету) платежных поручений на выплату зарплаты от компании не поступало. При оспариваемом списании средств со счета платежки на перечисление НДФЛ не представлены, что, видимо, по мнению судов, должно было указать на то, что платеж зарплатой не являлся.
В решении кассации (Ф09-6755/2017 от 13.11.2017) указано: «особый режим исполнения расчетных операций, связанный с ограничениями, устанавливаемыми решением налогового органа, налагает на банк дополнительные обязанности по контролю за назначением платежей, дабы не допустить списания денежных средств налогоплательщика в не предусмотренных законом целях».