Оценка финансового состояния контрагента необходима, если он запрашивает отсрочку платежа, формирует дебиторскую задолженность. Традиционный источник информации для оценки – бухгалтерская отчетность компании-контрагента. Сделать оценку контрагента более точной (в некоторых случаях до 90-95%) помогает его кредитная история.
Бухгалтерская отчетность
Одни из самых показательных параметров бухгалтерская отчетность контрагента — колонка активов и пассивов. Важна и структура пары активы/пассивы и ее соответствие отраслевой норме. Так, если говорить о торговом предприятии, в его активах должно быть достаточно большое количество оборотных средств. Необоротных активов, таких, как недвижимость или транспорт, наоборот, должно быть меньше. Торговое предприятие зарабатывает именно на обороте, и если в его активах значительную долю составляет то, что оно не может быстро реализовать, это негативный триггер.
В производственном секторе все наоборот. Оборотных средств в активах должно быть немного, капиталовложений, необоротных средств – больше.
Среди пассивов предприятия-контрагента выделяются две большие группы:
- Долгосрочные обязательства (свыше 12 месяцев). Как правило, это кредиты.
- Краткосрочные обязательства (до 1 года). Чаще всего это дебиторская задолженность перед контрагентами, реже – краткосрочные кредитные продукты банков.
Чуть проще финансовое состояние контрагента позволяют оценить другие параметры баланса.
Выручка. Один из самых достоверных показательней фин. отчетности контрагента. Это информация о средствах, поступивших на расчетные счета контрагента проверить предприятия. По выручке вы примерно можете понять, каков размер прибыли компании, исходя из среднерыночных показателей рентабельности бизнеса, занятого в определенной сфере, в определенном регионе.
Чистая прибыль. Если она отрицательная по одному отдельно взятому году, это нейтральный триггер. Нормальное явление, например, для начинающего бизнеса, молодых компаний. Если же подобное вы наблюдаете в документах опытной компании, или у нее падает объем выручки после нескольких лет успешной работы – это сигнал провести более тщательную проверку по контрагенту и выяснить причину.
Если же компания длительное время показывает отрицательную прибыль, то она находится в зоне риска. Рано или поздно очередные взятые контрагентом обязательства станут для него критичными, и он не сможет выполнить их в полном объеме, в указанные сроки, или окажется неспособным выполнить их совсем.
У балансов контрагента есть один существенный минус. Они предоставляются со значительной задержкой по времени. Информацию по балансам российские компании сдают один раз в год. Затем Росстат обрабатывает полученные данные. Полный объем данных по каждому году можно получить только в сентябре следующего.
Кредитная история
В качестве дополнительного и более оперативного инструмента проверки контрагента можно использовать его кредитную историю. Она позволяет не только проверить фирму на наличие кредитов, но и посмотреть, какими долгосрочными обязательствами «нагружены» финансы контрагента (для этого желательно запросить балансы контрагента с отметкой налоговой о принятии документов). Какова его платежная дисциплина. Случаются ли у контрагента «кассовые разрывы». При этом информация будет актуальна фактически на день запроса. Это обстоятельство выгодно отличает кредитную историю от информации по балансам.
Запросить бухгалтерскую отчетность и кредитную историю юридического лица вы можете через сервис проверки контрагента Unirate24.