ООО занималось торговлей продуктами питания и применяло УСН.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила налог по УСН, налог на прибыль, НДС, пени и штраф, указав на умышленное создание схемы ухода от налогообложения. Установлено, что компания ведет деятельность по одному адресу с ИП без разграничения используемого склада, у ООО и ИП расчетные счета открыты в одном банке, бухгалтерские документы у них оформляются централизованно, ассортимент товаров совпадает. При этом предприниматель является участником ООО (80%). Инспекция суммировала доходы ООО и ИП, установила превышение установленного лимита для применения УСН.

Суды трех инстанций (дело № А12-72620/2016) отменили решение инспекции, разъяснив, что взаимозависимость позволяет контролировать сделки между контрагентами, но однозначно не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. НК не предусматривает такого метода исчисления налогов, как суммирование выручки двух налогоплательщиков, даже если они являются взаимозависимыми.

Установлено, что предприниматель зарегистрирован в январе 2011 года, а ООО – через 8 месяцев. Нотариально заверенная доверенность на ведение деятельности от имени предпринимателя была выдана директору ООО, что указывает на ведущую роль предпринимателя в совместной деятельности. Директор ООО также подтвердил, что именно ИП контролировал, консультировал бизнес и распределял финансовые потоки.

Кассация (Ф06-25957/2017 от 08.11.2017) отметила: «обстоятельства создания ООО …«схемы дробления бизнеса» и осуществления контроля за этой деятельностью с целью уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения налоговым органом не установлены и соответствующие доказательства не представлены».