Повышение минимальной оплаты труда вряд ли скажется на количестве малоимущих в стране – эксперты.

Повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения не позволит снизить уровень бедности и не приведет к повышению производительности труда и «обелению» заработных плат. Таковы выводы экспертов Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и Института Гайдара обнародованные в мониторинге экономической ситуации в России.

Идея повышения минимальной заработной платы в последнее время стала популярной как в правительстве, так и у оппозиционных политиков, напоминают экономисты. «Цифры при этом называются разные: от постепенного дотягивания МРОТ с нынешних 7800 руб. до прожиточного минимума (сейчас для трудоспособного населения он составляет 11163 руб.) до немедленного повышения МРОТ до 25000 руб. в месяц», - замечают они.

Однако если рассматривать МРОТ как инструмент регулирования рынка труда, то его воздействие на экономику скорее отрицательное. В частности, повышение минимальной платы труда приведет к росту безработицы, неформальной занятости, дискриминации половозрастных групп (так как молодежи будет труднее устроиться на работу) и сокращению иных выплат работнику, перечисляют исследователи.

Влияние МРОТ на уровень бедности в стране также минимально. «В результате повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума бедность снизится на 0,6 п.п. с нынешних 13-15%, то есть практически не изменится. Это объясняется тем, что бедность в России сосредоточена в домохозяйствах с большим количеством иждивенцев: детей̆, неработающих инвалидов, безработных. В то же время работники с низкими заработными платами зачастую имеют дополнительные источники дохода (пенсию, или с ними делятся своими доходами более обеспеченные члены домохозяйства)», — следует из расчетов экспертов. Вместе с тем, продолжают они, увеличение МРОТ может привести к тому, что рост расходов на выплату зарплат будет компенсирован сокращением социальных выплат. Кроме того, увеличение МРОТ не будет способствовать повышению производительности труда и не приведет к сокращению теневой занятости. «Крайне сомнительной представляется и возможность «обелить» заработные платы с помощью повышения МРОТ. Работодатели могут перевести сотрудника на неполный рабочий день, повысить нормы труда и платить МРОТ только за выполнение трудовых норм», — указывают эксперты.

Повышение МРОТ приведет к увеличению размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также к росту расходов бюджета на оплату труда в бюджетных учреждениях. «Расчеты показывают, что дополнительные расходы федерального бюджета на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда при повышении МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения превысят 93 млрд руб. в год», - говорится в мониторинге.

Отметим, уже с 1 января 2018 года МРОТ увеличится на 21,7% и составит 9 489 рублей. С 1 января 2019 года, как предполагается, МРОТ будет доведен до 100% от прожиточного минимума трудоспособного населения и будет установлен федеральным законом в 2018 году исходя из динамики прожиточного минимума. Сейчас размер МРОТ составляет 7 800 рублей. 

Ранее министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил, что объемы социальной помощи будут уменьшаться в связи с поэтапным увеличением МРОТ. «Конечно же, социальная помощь будет уменьшаться. Мы будем повышать МРОТ и, если люди будут получать более высокую зарплату, обращаясь в органы социальной защиты, безусловно, кто-то из них не будет претендовать на социальную помощь, что очень хорошо, потому что люди будут уже зарабатывать деньги себе самостоятельно... Здесь надо быть аккуратными, но два раза платить, мне кажется, не следует», — приводило слова министра агентство RNS.