По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы, пени и штраф. Управление ПФ направило плательщику требование об уплате взносов и приняло решение о взыскании. Требование было направлено простым письмом (а не заказным). Подтвердить факт доставки и вручения невозможно, поскольку простые почтовые отправления доставляются адресату без его расписки в получении. Ссылаясь на ненаправление требования, компания просила признать его недействительным.

Суды двух инстанций (дело № А47-3360/2016) отказали в удовлетворении иска, поскольку требование соответствует по форме и содержанию нормам закона 212-ФЗ, действовавшего в проверяемый период. Направление требования не заказным, а обычным письмом не может быть признано существенным нарушением, влекущим отмену требования.

Окружной суд с этим не согласился, решив, что отправка требования об уплате взносов по почте простым письмом влияет на оценку законности самого взыскания.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС (309-КГ17-3798 от 16.08.2017) оставила в силе решение судов первой инстанции и апелляции, проведя параллели между требованием об уплате взносов и требованием об уплате налогов. 

В определении КС от 27.12.2005 № 503-О (о конституционности статьи 79 НК) разъяснено, что требование является мерой принуждения. В определении коллегии указано: "на момент выставления требования об уплате налога (страховых взносов), как меры принуждения, должна существовать сама возможность применения принуждения, в том числе не может быть утрачена возможность взыскания истребуемой задолженности".

Согласно позиции президиума ВАС от 01.11.2011 № 8330/11 (об оспаривании требований налогового органа) пропуск срока направления требования не является основанием для признания его недействительным. Корреспондирующая позиция содержится в пункте 31 постановления пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК".

Эти положения коллегия распространила и на требование по уплате взносов, указав на невозможность признания требования незаконным при наличии возможности взыскания задолженности по взносам только на основании направления его простым письмом. По этому основанию могут быть признаны незаконными последующие принудительные процедуры, но не само требование.