Между ООО (страховщик) и АО (страхователь) был заключен договор страхования работников АО на случай их обращения в медицинские организации за получением медпомощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ДМС «Полная страховая ответственность», «Восстановительное лечение».

По результатам выездной проверки АО инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерный учет в расходах страховых премий в части, в которой страховщик оплатил стоимость предоставленных работникам санаторно-курортных путевок.

Суд первой инстанции (дело № А27-18940/2016) согласился с инспекцией, полагая, что санаторно-курортное лечение представляет собой профилактическое лечение, то есть мероприятие по предупреждению наступления страховых случаев, а не сам страховой случай.

Апелляция и кассация отменили решение инспекции, указав, что наступлением страховых случаев является обращение работников и их принятие санаторием на санаторно-курортное лечение. Доказательство того, что работники приняты на лечение в отсутствие медицинских показаний без получения направления от медучреждения, инспекцией не представлено. Суды учли показания работников компании, согласно которым они проходили реабилитационно-восстановительное лечение в рамках договоров ДМС - получали санаторно-курортное лечение в санатории на условиях, которые предусмотрены коллективным договором, в соответствии с результатами медицинского осмотра врачами санатория, при наличии заявлений от работников и согласии получить санаторно-курортное лечение.

Суды (постановление кассации Ф04-3364/2017 от 21.09.2017) отклонили довод инспекции о том, что компанией заранее определен круг лиц, которые будут получать медицинские услуги. Услугами санатория воспользовались не все лица из общего списка застрахованных (119 из 156 застрахованных лиц).