По результатам выездной проверки ООО «Л» инспекция указала на получение необоснованной налоговой выгоды путем "дробления бизнеса" при применении УСН взаимозависимыми организациями – ООО «Л», «П» и «С».

Фирма пыталась оспорить решение в суде, ссылаясь на возможность ведения фирмами совместной деятельности, наличие признаков самостоятельных юрлиц, создание фирм разными учредителями, соблюдение порядка приема на работу и увольнения сотрудников, непредставление доказательств «совместного использования «чистой прибыли».

Суд первой инстанции (дело № А27-10324/2016) признал решение инспекции законным. Апелляция с ним не согласилась, указав на отсутствие доказательств подконтрольности ООО «П» и «С». Окружной суд (Ф04-2542/2017 от 30.08.2017) оставил в силе решение суда первой инстанции.

Установлено последовательное создание компаний («П», «Л», «С») зависимыми лицами незадолго до приближения к предельной сумме доходов, позволяющей применять УСН; использование общего штата работников, материально-технической базы, нахождение фирм по одному адресу, ведение одного вида деятельности. Все три фирмы используют один кабинет директора, один кабинет бухгалтера, один кабинет отдела кадров и один кабинет производственного отдела. Документы всех трех компаний хранятся вместе, счета открыты в одном банке, правом первой подписи обладает одно лицо.

На эти же обстоятельства суд указал в рамках других дел с участием тех же лиц и доначислениями ООО «П» (дело № А27-10325/2016) и ООО «С» (дело № А27-10323/2016).

Суд также учел показания работников, из которых следует, что при переходе из одной организации в другую не менялись трудовые функции, обязанности работников, характер деятельности, вид выполняемых работ, трудовой распорядок, условия труда, руководство, рабочие места, место выплаты зарплаты. В свою очередь, руководитель ООО «С» не мог точно указать численность сотрудников, как сдавалась налоговая и бухгалтерская отчетность, фамилию инспектора отдела кадров не помнит, также не помнит, как он был трудоустроен.

Приведенный инспекцией расчет суммарных доходов фирм показал, что сумма дохода трех фирм в 4 квартале 2012 года превысила 60 млн рублей в год. По мнению налоговиков и кассации, с данного периода все фирмы утратили право на УСН. Инспекция доначислила компаниям налоги по общей системе исходя из дохода каждой из них в 4 квартале 2012 года, поскольку именно общий режим они должны были применять с указанного периода.

Дело приведено в обзоре ФНС о практике по дроблению бизнеса, изложенном в письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.