В ходе выездной проверки ФСС установил неправомерную выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Работнице установлен график работы на условиях неполного рабочего времени на период с декабря 2013 года по март 2014 года путем сокращения рабочего времени в каждую последнюю рабочую пятницу каждого месяца на 1 час, а с апреля 2014 года – ежедневно на 12 минут. По мнению фонда, этого времени недостаточно для выполнения социально значимой функции, которая отводится отпуску по уходу за ребенком.

Суды двух инстанций (дело № А50П-505/2016) отменили решение фонда, указав, что пределы сокращения рабочего времени нормативными актами не предусмотрены.

Кассация с ними не согласилась, разъяснив, что предусмотренное частью 2 статьи 11.1 закона № 255-ФЗ право на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время ухаживать за ребенком. Сокращение рабочего времени на 1 час в месяц или 12 минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.

В решении кассации (Ф09-2710/2017 от 14.08.2017) указано: «пособие по уходу за ребенком не может являться компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении … правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда».

Напомним, недавно ВС высказался против выплаты пособия по уходу за ребенком при сокращении рабочего дня на 1%.