В письме от 7 августа 2017 г. N АС-4-6/15495@ ФНС рассмотрела ряд вопросов относительно доверенности на представление налогоплательщика в налоговых органах.
Обязательно ли представлять доверенность на бумажном носителе, если налоговая декларация сдана по телекоммуникационным каналам связи, а ранее налогоплательщиком был направлен сканированный образ доверенности, - на этот счет ФС подтвердила свою позицию, высказанную год назад. Тогда было сказано, что в декларации (расчете) указывается основание представительства - наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание декларации (расчета). К декларации (расчету) прилагается копия такого документа. При представлении декларации (расчета) в электронной форме копия такого документа может быть представлена в электронной форме по ТКС.
Указанная позиция подтверждается и судебной практикой (дела N А56-16750/2016, А56-76951/2015).
Может ли уполномоченный представитель заверить скан-образ доверенности, выданной ему налогоплательщиком, собственной усиленной квалифицированной электронной подписью, ФНС сильно сомневается.
В силу правовой природы института представительства именно доверитель посредством соответствующих волеизъявлений (в том числе путем выдачи доверенности) определяет действия представителя, а не наоборот. В этой связи скан-образ такой доверенности только предполагает наличие у лица статуса представителя.
Если у налогового органа отсутствует информация о волеизъявлении доверителя-налогоплательщика на представление документов в налоговый орган, то при направлении скан-образов доверенности в налоговый орган требуется усиленная квалифицированная электронная подпись доверителя.