Развитие цифровой межпользовательской (P2P, peer-to-peer) экономики — менее зарегулированной и обложенной налогами, чем традиционный бизнес,— часто вызывает опасения у регуляторов. Низкие ставки налога для частных лиц, участвующих в P2P-трансакциях, и недостаточное декларирование могут грозить сужением налоговой базы по мере вытеснения старых компаний новыми. В то же время сами технологии P2P-платформ могут упростить администрирование и снабдить регуляторов прежде недоступной информацией, говорится в рабочем докладе МВФ.

Авторы доклада МВФ «Налогообложение и межпользовательская экономика» Акиб Аслам и Альпа Шах определяют P2P-экономику как набор виртуальных торговых площадок для частных пользователей, продающих и покупающих товары и услуги друг у друга. Развитие технологий в последние годы позволило гражданам получить доступ к функциям, которые прежде были слишком дорогостоящими или доступными лишь крупному бизнесу — как, например, моментальные и дешевые денежные переводы. И хотя реальные объемы P2P-экономики оценить сложно, число пользователей таких платформ в мире может достигать десятков миллионов, отмечают в МВФ.

Вопрос регулирования P2P-экономики будет зависеть от того, хочет ли правительство минимизировать разницу между традиционным и новым бизнесом или, напротив, дифференцировать их с помощью налоговых преференций. В то же время, подчеркивают в МВФ, вопрос о необходимости создания новой системы налогообложения открыт — ведь зачастую речь идет об альтернативной модели предоставления товаров и услуг, тогда как сами они остаются прежними (гостиничный бизнес, такси и др.), что разворачивает вопрос в плоскость администрирования, а не к фундаментальному пересмотру принципов налогообложения.

Одна из проблем — рост сектора малого бизнеса, если принципы его налогообложения будут распространены на частных продавцов, а крупный бизнес частично вытеснят P2P-конкуренты. Сейчас на малый бизнес в среднем приходится менее 15% налоговых сборов, а в странах с низким доходом — и того меньше, а проблема администрирования большого числа небольших платежей уже актуальна. Впрочем, электронные платформы, хранящие историю всех сделок, способны значительно упростить и удешевить администрирование, если власти получат доступ к ней или возложат роль налогового агента на сами платформы.

Такое развитие событий может вывести из тени те сектора экономики, информацией о которой власти прежде не располагали, а также позволит повысить достоверность деклараций продавцов о доходах и издержках. В МВФ даже допускают, что со временем властям удастся создать всеохватную базу данных о налогоплательщиках, куда будут попадать все сведения о доходах и расходах частных лиц из разных источников. Впрочем, хотя разные страны уже предпринимают попытки договориться с платформами или обязать их автоматически передавать информацию о пользователях, чей доход превышает установленный порог, готовность площадок делиться этими данными во многом зависит от социальных и политических факторов. В странах, где доверие к правительству невысоко, подобные требования способны отвратить пользователей от пользования услугами платформ, подчеркивают в МВФ.

Вопрос о том, должны ли продавцы товаров и услуг на онлайн-платформах рассматриваться как наемные сотрудники или самозанятые, а сами платформы — как работодатели, обязанные передавать информацию о сотрудниках в налоговые органы, а также платить косвенные налоги со всех продаж, также открыт.

Что касается налогов с трансграничных операций, в МВФ полагают, что наиболее простым вариантом, позволяющим избежать двойного налогообложения или полного его отсутствия, будет взимание пошлин в стране назначения. При этом исследователи практически касаются вопросов налогообложения различных финансовых P2P-платформ, включая криптовалюты, межпользовательское кредитование или инвестфонды, фокусируясь на традиционных товарах и услугах.

В целом же, резюмируют в МВФ, хотя администрирование нового сектора и повышение налоговых сборов с малого бизнеса могут представлять проблему, сама технология, лежащая в основе P2P платформ, уже несет в себе возможности их решения — а его реализация будет варьироваться от страны к стране.