ООО «Б» (заказчик) и ООО «Л» (исполнитель) заключили договор об оказании консультационных услуг по сопровождению финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности. ООО «Б» заявило вычет в декларации по НДС за 2 квартал 2015 года, представив в подтверждение договор, счета-фактуры, акты, отчет о выполненных услугах.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, доначислила НДС, пени и штраф, установив, что численность сотрудников контрагента составляла 1 человек, при том, что оказание таких услуг требует наличие у исполнителя квалифицированного персонала, обладающего высшим образованием в сфере экономики, финансов и права. При этом контрагент по юридическому адресу не находится, какого-либо имущества не имеет.

Согласно письменным пояснениям единственного работника - генерального директора - контрагента он имеет четыре высших образования - в области филологии, экономики, бухучета и юриспруденции. Где и когда он получил высшее образование - не указал. Причем, в период с октября 2012 года по май 2015 года он работал водителем у третьего лица.

Суды трех инстанций (дело № А09-9845/2016) признали законным решение инспекции, указав, что представленные документы не позволяют определить объем оказанных услуг и принцип формирования их стоимости, содержат недостоверный и противоречивый характер.

Кассация (Ф10-2817/2017 от 03.08.2017) отметила, что налогоплательщик не представил пояснений относительно выбора контрагента, не указал, кто непосредственно оказал услуги, и в чем конкретно данные услуги выражались.