В письме от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ ФНС рассказала об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок.

Предусмотренное пунктом 2 статьи 93.1 НК истребование вне рамок проведения налоговых проверок документов (информации) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, допускается в случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость их получения.

Вышеуказанное условие имеет важное значение для оценки объема истребуемых документов (информации).

Истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов, снижению репутации ФНС, а также не приводит к повышению эффективности налогового контроля.

Налоговым органам необходимо учитывать, что в судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. Вместе с тем, при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности за непредставление документов (информации) судами принимается во внимание:

  • реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
  • реальная возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), которые были представлены на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;
  • реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме. Одновременно изучается вопрос, принимались ли меры по добровольному исполнению требования налогового органа, и в каком объеме;
  • обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно было принято решение налогового органа по этому вопросу. При этом не принимаются во внимание формальные основания для отсутствия удовлетворения ходатайства - несоблюдение формы уведомления (пункт 5 статьи 93 НК), недостаточная, по мнению налогового органа, аргументация ходатайства, и тому подобное.

В результате суды часто применяют смягчающие обстоятельства и даже полностью освобождают от штрафа.

Более того, учитывая, что налоговая ответственность по пункту 2 статьи 126 НК установлена в размере, не зависимом от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) стимулирующая функция штрафа снижается.

Налоговый орган, истребующий на основании пункта 2 статьи 93.1 НК значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде, а также при проведении внутреннего аудита все вопросы, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами.

Поэтому ФНС предлагает при истребовании документов (информации) вне рамок проверок исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проверок, не обусловленных целями и задачами налогового контроля.