ООО оказывало ПАО услуги по передаче электроэнергии. По результатам камеральной проверки декларации по НДС за 2 квартал 2015 года налоговая отказала в вычетах, указав на пропуск трехлетнего срока на их предъявление, установленного пунктом 2 статьи 173 НК (срок истек 30 июня 2015 года, а декларация представлена 22 июля).

ПАО обратилось в суд, поясняя, что из-за наличия спора о порядке определения стоимости оказанных услуг акты были письмами возвращены контрагенту с протоколами разногласий. Компания просила представить исправленные акты и счета-фактуры.

Ответа не было, и в июле 2013 года ПАО направило ООО проект соглашения об урегулировании разногласий по определению стоимости оказанных услуг с учетом вступившего в силу решения суда за иной период. Данное обращение контрагентом также оставлено без ответа. В феврале 2015 года ООО направило в адрес ПАО счета-фактуры за апрель, май и июнь 2012 года, с актами об оказании услуг, в которых стоимость услуг рассчитана с учетом решения суда. После этого (в апреле 2015 года) услуги были оплачены в полном объеме, а суммы НДС по полученным счетам-фактурам включены в состав вычетов в декларации за 2 квартал 2015 года.

Суды трех инстанций (дело № А40-207257/2016) отменили решение инспекции, указав, что первоначальные счета-фактуры были получены налогоплательщиком только в феврале 2015 года, при этом, в период с 2012 года по февраль 2015 года компанией были предприняты все действия для получения счетов-фактур и верно оформленных актов оказанных услуг с надлежащим расчетом стоимости.

Суды пояснили, что до момента фактического получения налогоплательщиком счета-фактуры от своего контрагента он не вправе заявить вычет ввиду отсутствия счета-фактуры. То есть, совершение сделки при отсутствии счета-фактуры и первичного учетного документа, подтверждающего ее совершение, не дает право на вычет.

Подход налоговой ставит в неравное положение налогоплательщиков, получивших документы сразу же после сделки, с налогоплательщиками, получившими документы позднее - после окончания налогового периода, что противоречит основам налогообложения. При этом факт регистрации счетов-фактур контрагентом не является доказательством получения счетов-фактур покупателем, отметила кассация (Ф05-8946/2017 от 19.07.2017).