В 1997 году Ш. купил нежилое помещение в жилом доме, а в 2009 году он был зарегистрирован в качестве ИП, с этого же времени применяет УСН. В 2014 году он продал помещение за 10,5 млн рублей, не включив доходы от продажи в налоговую базу по УСН.
По результатам камеральной проверки ИФНС указала на занижение базы по УСН на выручку от продажи нежилого помещения, ранее используемого для сдачи в аренду, доначислила налог, пени и штраф.
Предприниматель обратился в суд, полагая, что доход от продажи нежилого помещения, принадлежащего физлицу, является объектом налогообложения НДФЛ. При этом он ссылается на письмо Минфина от 24.07.2015 № 03-11-11/42684, касавшееся доходов от продажи ИП земельных участков.
Суды трех инстанций (дело № А70-7612/2016) признали законным решение инспекции, разъяснив, что выручка от реализации имущества предпринимателя поставлена в зависимость от того, для каких целей было предназначено и фактически использовалось. В данном случае основным видом деятельности предпринимателя являлась сдача внаем собственного недвижимого имущества. Нежилое помещение использовалось арендатором для размещения магазина продовольственных товаров и винно-водочных изделий. Согласно свидетельским показаниям в спорном помещении всегда находился магазин.
Таким образом, доход от продажи помещения признан судами доходом от предпринимательской деятельности, облагаемым по УСН. Приведенное предпринимателем письмо Минфина не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и учитывает специфику конкретной ситуации. Судья ВС (304-КГ17-7241 от 16.06.2017) отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.