К. зарегистрировала организацию 24 июля 2013 года в качестве единственного учредителя, издала приказ о назначении себя руководителем, и в этот же день был заключен трудовой договор. Через 5 месяцев К. ушла в отпуск по беременности и родам, и ей были выплачены единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячные пособия по уходу за ребенком.

По результатам камеральной проверки ФСС отказал в возмещении расходов, указав на фиктивное трудоустройство К. перед наступлением страхового случая. Фактически К. отработала 3 месяца, учитывая два отпуска без сохранения зарплаты.

Компания обратилась в суд, указывая на представление всех необходимых документов для возмещения понесенных расходов, отсутствие фактов завышения зарплаты, наличие у К. квалификации и опыта руководящей работы, достаточные для занятия должности директора, ранний срок беременности на момент трудоустройства, доказательства выполнения трудовой функции (локальные акты, издание приказов, заключение договоров с контрагентами).

Суды трех инстанций (дело № А33-20687/2016) согласились с фондом, что страхователем создана искусственная, экономически необоснованная ситуация вне связи с реальной трудовой деятельностью. Суды учли, что К. являлась единственным работником компании, и во время ее отсутствия ее никто не замещал, договоры заключены в периоды нахождения К. в отпуске за свой счет, отпуске по беременности и родам либо отпуске по уходу за ребенком.

Внутренние документы компании – решения учредителя (директора), заявления, штатное расписание, табели учета рабочего времени, расходные кассовые ордера, расчетные ведомости, приказы, должностная инструкция, трудовой договор – составлены в одностороннем порядке. Суды (постановление кассации Ф02-3042/2017 от 12.07.2017) признали, что оформление трудового договора, табелирование однозначно не свидетельствуют о фактическом выполнении работником своих трудовых обязанностей.