Обнуление ставки НДС может стать одним из основных инструментов поддержки авиаотрасли в период турбулентности. Об этом заявил глава минтранса Максим Соколов. Так, уже обсуждался вопрос введения нулевой ставки НДС (налога с оборота) при оплате авиакомпаниями аэропортовых сборов обслуживания на международных рейсах в российских воздушных гаванях.
Об этом речь шла на правительственной комиссии во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем. Эту инициативу поддерживают перевозчики, Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и минфин, рассказал Соколов. Расходы на НДС закладываются в стоимость билета. Перевозчики уже много лет просят обнулить этот налог на внутренних линиях, что даст возможность снизить стоимость билета.
Сейчас на рейсы в другие страны нет НДС на саму перевозку в рамках международных правил. При этом наши авиакомпании платят НДС (18 процентов) за обслуживание в отечественных аэропортах, а с иностранных авиакомпаний он не берется, пояснил глава авиационного портала AVIA.RU Роман Гусаров. Получается, что наши авиакомпании поставлены в неравные условия со своими иностранными коллегами.
Еще обсуждается вопрос по обнулению НДС для региональных авиаперелетов в Московский авиаузел (МАУ), сказал министр. До сих пор шла речь только о снижении ставки на полеты на региональных маршрутах, которые минуют столицу. Но это всего 25 процентов общего числа рейсов в России. Что касается предложений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по распределению аэропортовых сборов МАУ на субсидирование региональных воздушных гаваней, то это может отразиться на инвестпривлекательности столичного хаба, считает Соколов.
Сейчас МАУ активно развивается. Правительство предоставило участок в 200 тысяч квадратных метров под строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево. Земельный вопрос важен: здесь уже несколько лет существует проблема. Местные власти давали добро на строительство жилых домов в зонах захода на посадку, закрывая глаза на обустройство там и других объектов. Если земли будут застроены, то их придется выкупать за счет государства или операторов аэропортов. Последнее может отразиться на аэропортовых сборах, а следовательно, и на кошельках пассажиров.