В рамках выездной проверки ИФНС направила компании требование о представлении документов, в том числе подтверждающих вычеты счетов-фактур по сделкам с ООО «А» и «В». Документы представлены не были. При выемке документов по месту нахождения компании они также не обнаружены. Компания пояснила, что документы не были представлены на проверку в связи с их уничтожением при пожаре, произошедшем в офисе в марте 2012 года.

По результатам проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф. После чего копии необходимых документов были представлены с жалобой в УФНС, которое, тем не менее, оставило решение инспекции в силе. Установлено, что контрагенты не обладают основными и транспортными средствами, персоналом, не находятся по адресу регистрации, движение денежных средств по их счетам носит транзитный характер.

Суды трех инстанций (дело № А51-18744/2016) оставили в силе решение инспекции, указав на несоблюдение условий применения вычетов НДС. Компанией не представлено доказательств принятия исчерпывающих мер по восстановлению утраченных документов (издание приказа о восстановлении утраченных документов, копий запросов в банк о предоставлении копий расчетных документов о поступлении и списании денежных средств, выписок банка по счетам за указанный период, копий запросов контрагентам на предмет восстановления спорных счетов-фактур и так далее).

При этом при утрате документов на налогоплательщика возлагается обязанность по их восстановлению. Компания имела возможность восстановить утраченные документы до проведения проверки и представить их проверяющим во время проверки, но необоснованно бездействовала.

Суды (постановление кассации Ф03-1844/2017 от 21.06.2017) учли, что контрагенты компании документы по требованию инспекции не представили. Представленные в УФНС копии счетов-фактур заверены самим налогоплательщиком, без оригинальных заверительных надписей и печатей поставщиков, учитывая, что контрагенты такие сведения не подтвердили.

Представленную справку отдела надзорной деятельности МЧС с приложением списка документов, уничтоженных при пожаре, суды отклонили. Отдел сообщил, что перечень документов, уничтоженных вследствие пожара в марте 2012 года, к заявлению о выдаче соответствующей справки не прилагался.