В 2011 году К. приобрел нежилое помещение в жилом доме, и в том же году состоялась госрегистрация его права собственности на этот объект в качестве нежилого помещения. После перевода указанного нежилого помещения в жилое в 2013 году К. получил свидетельство о госрегистрации права собственности на объект жилой недвижимости (квартиру) и заявил имущественный вычет по НДФЛ. Налоговая отказала в вычете. УФНС и суды трех инстанций оставили решение в силе.

К обратился в КС (1164-О/2017 от 6.06.2017), оспаривая конституционность положения подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК (в "старой" редакции, применямой к правоотношениям, возникшим до 2014 года). Согласно данной норме налогоплательщик имел право на получение имущественного вычета в сумме фактически произведенных им расходов на приобретение жилья на территории РФ.

К. полагает, что оспариваемое законоположение не соответствует статьям 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 40 (часть 2) и 57 Конституции, поскольку допускает отказ в предоставлении вычета в сумме расходов на приобретение жилья, приобретенного как нежилое помещение и переведенного впоследствии в жилое помещение.

КС не принял жалобу к рассмотрению, разъяснив, что имущественный вычет на приобретение жилья согласно, в частности, постановлению КС от 13 марта 2008 года № 5-П, предназначен для стимулирования физлиц к строительству и самостоятельному приобретению жилья на территории России. При этом льгота является исключением из общих правил налогообложения, а ее отсутствие не влияет на оценку правомерности установления налога.

В решении суда указано: «состав документов, необходимых для предоставления налогового вычета, предполагает поощрение налоговой льготой именно строительства и приобретения гражданами жилья, а не перевода уже принадлежащих им нежилых помещений в объекты жилой недвижимости, который по содержанию и правовым последствиям не равнозначен строительству жилых помещений или их приобретению по договору».