ФНС на своем сайте сообщила, что налоговый орган вправе провести повторную выездную налоговую проверку, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указал сумму налога меньше ранее заявленной. В рамках этой повторной проверки проверяется только период, за который представлена уточненка (п. 10 ст. 89 НК).

ФНС рассказала при этом о довольно давнем деле, которое дошло до ВС в ноябре прошлого года - А40-213572/2015. Поводом для повторной выездной проверки по налогу на прибыль за 2011 год стала череда уточненных деклараций, завершившаяся 10 и 11 корректировками, которыми налог сначала был уменьшен, а затем увеличен.

Налогоплательщик сначала обратился в ФНС России с жалобой на решение налогового органа о назначении повторной проверки. ФНС пришла к выводу, что показатели уточненной декларации необходимо сравнивать не с предыдущими корректирующими декларациями, а с суммами налога, которые являлись предметом рассмотрения при первичной выездной проверке. Иначе это может привести к манипуляциям с уточненными декларациями для избежания повторной выездной налоговой проверки и возникновению ситуаций, когда фактически происходит изъятие из бюджета суммы уплаченного налога без возможности проведения проверки.

Довод налогоплательщика о пропуске налоговым органом срока на проведение повторной выездной проверки также оставлен без удовлетворения, так как НК не определен срок ее назначения, в случае, если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию с меньшей суммой налога.

Позиция ФНС была поддержана в судебных актах.