ООО «Э» занималось строительной деятельностью и заключило договоры с ООО «О», «П» и «И» (подрядчиками).
По результатам выездной проверки налоговая отказала в вычетах НДС, сославшись на отсутствие у контрагентов реальной возможности выполнить работы из-за наличия признаков «анонимных» структур (не имеют численности, ресурсов, допусков СРО, минимизируют либо не представляют налоговую отчетность, не уплачивают налоги, зарегистрированы за денежное вознаграждение). Согласно представленным декларациям доля вычетов НДС у контрагентов составляла более 99%, что свидетельствует, по мнению инспекции, о формальной сдаче ими налоговой отчетности без намерения уплачивать налоги от своей деятельности. К тому же, контрагенты имеют нулевую рентабельность.
Суды трех инстанций (дело № А76-8629/2016) отменили решение инспекции, установив, что контрагенты являются действующими фирмами, представляют отчетность, работали и с другими компаниями, спорные работы выполнены в полном объеме, претензий насчет невыполнения работ либо к их качеству не поступало.
Суды (постановление кассации Ф09-3181/2017 от 15.06.2017) указали на предположительный характер утверждения инспекции относительно подписания первичных документов неустановленными лицами – налоговая не представила бесспорных доказательств, свидетельствующих об обратном.
Нарушение контрагентами обязанности по уплате в бюджет НДС не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов добросовестному налогоплательщику.
Инспекцией не устанавливались такие факты, как нахождение налогоплательщика и его контрагентов по одному адресу, наличие у них общего IP-адреса, отсутствие факта выполненных работ, возвращение к налогоплательщику денежных средств через цепочку фирм, не доказана согласованность в действиях контрагентов с налогоплательщиком. Таким образом, суды признали, что приведенные инспекцией обстоятельства, в том числе нулевая рентабельность контрагентов, – не повод для отказа в вычете.