Предприниматель применяла УСН с объектом обложения «доходы». В апреле 2015 года она представила декларацию по УСН за 2014 год, в которой сумма налога к уплате составила 52,2 тысячи рублей. Налог был уплачен в размере 30,3 тысячи рублей.  

По результатам камеральной проверки инспекция направила требование об уплате задолженности и пени. Требование оставлено без исполнения, что явилось основанием для принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на сумму 22,7 тысяч рублей. В июле 2015 года было принято решение о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, возбуждено исполнительное производство.

Предприниматель оспорила эти действия в суде, поясняя, что в декларации была допущена ошибка. Инспекция обязана была уведомить налогоплательщика о наличии в ее декларации существенных противоречий согласно пункту 3 статьи 88 НК. Уточненная декларация была представлена в мае 2016 года с суммой налога к уплате 30,3 тысяч рублей. По мнению предпринимателя, инспекция должна вернуть переплату в полном объеме - с учетом пени.

Суды трех инстанций (дело № А40-164481/2016) признали законным решение инспекции, указав на отсутствие нарушений инспекцией процедуры взыскания недоимки по налогу, поскольку истцом оплата налога в установленные законом сроки самостоятельно не произведена. Сумма налога подлежала взысканию при подаче первичной налоговой декларации и являлась недоплатой в период между подачей первоначальной и уточненной декларацией.

Суды (постановление кассации Ф05-6081/2017 от 17.05.2017) отметили, что вне зависимости от того, что налоги по первоначальной декларации были взысканы в принудительном порядке, у истца возникло право на возврат излишне уплаченного налога без учета пени.