Необходимость подключения торговых касс к интернету и рост доли безналичных платежей в малом и среднем бизнесе даст сотовым операторам новый рынок сбыта объемом в десятки миллиардов рублей, подсчитали эксперты.

В ближайшие годы в России в связи с изменением законодательства будет расти число терминалов безналичной оплаты, используемых предприятиями малого и среднего бизнеса, и это создаст для банков, производителей терминалов и мобильных операторов «осязаемый новый рынок сбыта», говорится в исследовании консалтинговой компании AC&M (есть у РБК). «Принимая во внимание, что в России уже действует примерно 3,5 млн кассовых аппаратов и их число постоянно растет, потенциал рынка для компаний, предоставляющих решения по приему безналичных платежей, уже в ближайшие годы будет измеряться десятками миллиардов рублей», — отмечают аналитики.

По оценке AC&M, в конце 2016 года на вендинговые аппараты, банкоматы и терминалы для приема платежей приходилось около 14% от всего объема используемых устройствами M2M (machine to machine, коммуникации между машинами) сим-карт, или более 1,5 млн штук. Еще около 100 тыс. сим-карт использовались в торговых точках, но формально не относились к M2M, поскольку были подключены к обычным, а не специальным тарифным планам. Лидерами по количеству обслуживаемых M2M сим-карт на ноябрь 2016 года были МТС (43% от их общего количества), «МегаФон» (35%) и «ВымпелКом» (19%). Всего на конец декабря прошлого года в стране было зарегистрировано 255,6 млн активных сим-карт. При этом количество абонентов — физических лиц в последнее время практически не растет, поскольку потенциал увеличения клиентской базы практически исчерпан.

«Мы оцениваем рост в ближайшие два года в 2-2,5 раза именно по платежным терминалам, так как катализаторами в данном сегменте одновременно выступают и законодательный аспект, и распространение безналичных средств оплаты среди населения», — рассказал РБК управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев.

С 1 февраля 2017 года, согласно поправкам к закону «О применении контрольно-кассовой техники», все новые точки продаж должны внедрять кассы нового образца, способные отправлять в режиме онлайн все налоговые данные по каждой операции в Федеральную налоговую службу (ФНС), для чего необходимы фискальный накопитель и выход в интернет. Передача информации проходит через аккредитованных ФНС операторов фискальных данных. С 1 июля 2017 года на такие кассы должны перейти существующие точки продаж, а с 1 июля 2018 года — все, кто ранее не был обязан применять контрольно-кассовую технику, например, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению или торгующие с использованием торговых автоматов.

По данным Банка России, на начало 2017 года в стране работало 1,97 млн электронных терминалов, позволявших проводить безналичные операции с помощью платежных карт. С 2014 года их количество возросло на 43%. На начало года количество онлайн-касс составляло 350 тыс. аппаратов, сообщал в конце апреля замруководителя ФНС Даниил Егоров.

Карты на прилавке

В рамках своего исследования в начале 2017 года AC&M опросила сотрудников 650 случайно выбранных торговых точек малых форматов в Москве, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Нижегородской, Мурманской и Тульской областях. Исследователи посетили рынки, небольшие несетевые магазины, сервисные компании (парикмахерские, салоны красоты, частные стоматологические клиники и т.п.). В результате опроса AC&M пришло к выводу, что доля точек, использующих системы безналичного расчета в 2017 году, достигла почти 10%. Это первое подобное исследование, поэтому динамика показателя неизвестна. Пластиковые карты стали принимать на продовольственных и хозяйственных рынках — это делают не менее 8% опрошенных торговых мест, а в некоторых регионах — до 20%. Среди пунктов общественного питания (кафе, баров, ресторанов) показатель составлял 36%.

У большинства продавцов в самом массовом сегменте — неорганизованной торговле (рынки и маленькие магазины формата «у дома») терминалы безналичной оплаты появились менее года назад. В пунктах общественного питания основная масса терминалов появилась один-три года назад (такой ответ дали 65% опрошенных). Практически все опрошенные индивидуальные продавцы на рынках и в маленьких магазинах использовали беспроводные терминалы для приема платежей. Среди точек общественного питания доля беспроводных терминалов составила примерно 25%, но в AC&M ожидают, что через три-пять лет беспроводных терминалов станет больше, чем проводных, «как это происходит на более продвинутых рынках».

В среднем на безналичный расчет приходилось 10-25% оборота точки, оборудованной терминалом. Однако в AC&M оговариваются, что участвовавшие в опросе продавцы не всегда охотно обсуждали абсолютные цифры оборота. В то же время некоторые опрошенные говорили, что, когда на рынке не работает банкомат, оплата по картам вырастает в 5-6 раз и на них приходится более половины дневной выручки.

В исследовании AC&M отмечается, что рост числа терминалов сдерживается отнюдь не комиссией за эквайринг. «Многие все еще сомневаются, что затраты на приобретение и обслуживание терминала быстро окупятся из того денежного потока, который клиенты готовы осуществлять в безналичной форме», — говорится в исследовании. Содержание беспроводного терминала для приема оплаты с помощью банковских карт обходится в несколько десятков тысяч рублей в год, что сопоставимо с четвертью или даже третью месячного оборота небольшого торгового места на организованном рынке, указано в нем.

С этим соглашается председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев. По его словам, банки постоянно работают над тем, чтобы клиенты малого и среднего бизнеса переходили на безналичные расчеты, предлагают решения по сети эквайринга, интернет-эквайринга, но зачастую у самого клиента в этом нет необходимости. Желание малого и среднего бизнеса переходить на безналичные расчеты полностью зависит от типа бизнеса и количества клиентов или работников, которые готовы платить или получать деньги в безналичной форме, говорит Солнцев. «Если это строительный сектор, например, то здесь, очевидно, больше наличного оборота», — отмечает он. На переход на безналичные расчеты легче соглашаются компании с выручкой больше 1 млн руб. в месяц, добавляет банкир.

Шанс для операторов

Четверть респондентов AC&M отмечают, что разветвленная сеть офисов операторов мобильной связи делает их привлекательными контрагентами для малого бизнеса, когда речь идет о торговом эквайринге. Компания напоминает, что МТС и «МегаФон» уже предоставляют банковские услуги, вся сотовая «большая тройка», по данным AC&M, находится в процессе получения лицензий оператора фискальных данных. «По нашему мнению, лидеры рынка вполне могли бы предложить потребителям «коробочное» решение — аппарат, связь, банковские услуги, обслуживание, взаимодействие через офисы розничных продаж. Сейчас этот рынок очень фрагментирован. Операторы могли бы сразу покрыть очень значительную долю спроса за счет комплексного, простого в реализации и удобного продукта для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей», — рассуждает Михаил Алексеев.

Сейчас средняя выручка сим-карты в терминале приема платежей составляет 60-80 руб. «Однако с июля 2017 года ARPU (средний счет одного абонента) сим-карт, которые будут использоваться в контрольно-кассовых аппаратах для транзакций и эквайринга, начнет расти и составит порядка 100-120 руб. в месяц», — прогнозирует Михаил Алексеев. Дело в том, что новые требования для кассовых аппаратов заставят владельцев оплачивать не только базовые тарифы, но и некоторые опции. В частности, время от времени нужно будет обновлять программные продукты, установленные на кассовых аппаратах, что не укладывается в базовый тариф для М2М, объясняет эксперт. В то же время он оговорился, что ARPU сим-карты в терминале приема платежей меньше, чем у абонента-физлица. Операторы не раскрывают ARPU таких абонентов. Общий показатель сим-карт обоих типов, например у «ВымпелКома», по итогам 2016 года составил 307 руб.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников подтвердил, что сегмент предоставления комплексных услуг по приему платежей, эквайрингу, оператора фискальных данных и т.п. «действительно очень важен» для компании. «Мы активно развиваем это направление совместно с компаниями группы, МТС-банком и NVision (IT-интегратор)», — сказал Солодовников, не став обсуждать детали. По словам представителя «МегаФона» Юлии Дорохиной, компания не получала лицензию оператора фискальных данных, но заручилась поддержкой партнера компании, уже имеющего подобный статус, — OFD.ru. «Комплексное предложение от «МегаФона» включает в себя услуги OFD.ru, удобный интерфейс дистанционного управления сим-картами, а также специальный тариф для касс», — отметила она. Однако вопрос, интересен ли компании сегмент беспроводных терминалов оплаты, представитель «МегаФона» комментировать не стала.

Исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКома» Арташес Сивков сообщил, что оператор планирует дополнить портфель сервисов для малого бизнеса, в том числе внедрения онлайн-касс. По его словам, лицензия оператора фискальных данных даст возможность компании предоставлять комплексные услуги владельцам малых предприятий.