Компания занималась автобусными перевозками и приобретала за наличный расчет ГСМ через розничную сеть АЗС, расположенных на пути следования автобусов, а затем на основании кассовых чеков и путевых листов предъявила к вычету НДС, включенный в стоимость ГСМ.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на отсутствие документов, подтверждающих вычет.

Компания оспорила решение в суде (дело № А15-1057/2016), поясняя, что была вынуждена приобретать необходимое количество ГСМ на сторонних АЗС в розницу за наличный расчет, при отсутствии собственного пункта раздачи ГСМ. На АЗС продажа ГСМ производилась по кассовым чекам, без выдачи счетов-фактур. Приобретенные по кассовым чекам ГСМ использованы для выполнения регулярных пассажирских перевозок, то есть в деятельности, облагаемой НДС. Являясь розничным покупателем ГСМ, компания уплачивала НДС в составе цены приобретения. Фактический расход ГСМ по конкретному автомобилю был определен на основании данных путевого листа.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав, что компания подтвердила сведения о количестве выполненных автобусных рейсов и о фактических расходах ГСМ в количественном и денежном выражении за этот же период. ГСМ приобретены работниками компании, выступающими при их приобретении в качестве физлиц, а в силу пункта 7 статьи 168 НК налогоплательщики считаются выполнившими требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, если им выдан кассовый чек или иной документ установленной формы.

Апелляция отменила решение суда, указав, что компания не представила документы (счета-фактуры, кассовые чеки), подтверждающие сумму НДС, предъявленную к оплате при расчетах за ГСМ. В отсутствие указанных документов компания не вправе расчетным путем определять сумму НДС для последующего предъявления к вычету. Суд также пояснил, что обязательное выделение в контрольно-кассовом чеке отдельной строкой НДС не предусмотрено нормами действующего законодательства. В то же время выделение суммы НДС дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему НДС и включить ее в состав налоговых вычетов. При этом НК не предусматривает возможности использования расчетного метода при определении суммы налоговых вычетов.

В данном случае чеки АЗС не читаемы в полном объеме по своему содержанию, так как типографская краска текста кассового чека стерлась или выцвела полностью или частично. Более того, установлено, что предприниматель, который через свои АЗС продавал компании ГСМ, применяет УСН и не является плательщиком НДС. В решении кассации (Ф08-2516/2017 от 28.04.2017) указано: «Кодексом не предусмотрено подтверждение права на вычет НДС только путевыми листами. …путевые листы изготовлены самим обществом, то есть лицом, заинтересованным в получении определенной суммы из бюджета (вычета НДС), которая определена обществом также самостоятельно исходя из арифметического расчета, произведенного обществом на свое усмотрение».