Предприниматель применял УСН с объектом обложения «доходы», занимался пассажирскими перевозками и представил за 2012-2013 годы декларацию с нулевыми суммами налога к уплате.

В ходе выездной проверки предпринимателя инспекция направила требование о представлении первичных документов. Документы представлены не были, и инспекция направила запросы в ГИБДД о представлении информации в отношении предпринимателя. На основании полученного ответа инспекция установила водителей, работавших у предпринимателя, в частности, водителей, совершивших нарушения ПДД на автомобилях, принадлежавших ИП. Водители пояснили, что никто из них у предпринимателя трудоустроен не был, автотранспортные средства передавались без оформления соответствующих документов, никакого навигационного оборудования GPS, GPS- Глонасс на транспортных средствах не устанавливалось. После работы выручка передавалась водителями предпринимателю без оформления каких-либо документов. На основании указанной водителями выручки (фиксированного плана выручки) инспекция исчислила налог по УСН расчетным методом, а также доначислила пени и штраф. При этом аналогичных налогоплательщиков инспекцией не установлено.

Суд первой инстанции (дело № А46-2191/2016) поддержал выводы инспекции. Апелляция отменила его решение, указав на отсутствие надлежащих доказательств, достоверно подтверждающих размер полученного предпринимателем дохода. Суд пояснил, что документы, на основании которых исчислен налог (лицензия, выписки из журналов регистрации путевых листов, график техобслуживания) не являются достаточным основанием для исчисления налога. Нарушение ПДД также не свидетельствует о размере полученного дохода. Свидетельские показания являются исключительно источником информации, не являются основанием для начисления налогов и должны оцениваться в совокупности с иными доказательствами, которые инспекция не представила.

В решении кассации (Ф04-848/2017 от 24.04.2017) указано: «неустановление аналогичных налогоплательщиков в регионе в проверяемый период не может служить основанием для использования не предусмотренного действующим законодательством способа определения налоговых обязательств налогоплательщика исключительно на свидетельских показаниях».