Письмом от 06.04.2017 N БС-4-21/6466@ ФНС направила письмо Минфина от 05.04.2017 N 03-05-04-01/20122 о порядке налогообложения имущества кредитных организаций, учитываемого на счетах бухучета 619, 620 и 621.

Это счета следующего назначения: 619 – "Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности", 620 – "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи" и 621 – "Средства труда и предметы труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено". В основном, речь идет об имуществе, получаемом банками в виде отступного или залога за невозвращенные кредиты.

Указанное имущество на основании пунктов 2.1, 4.1, 5.1, 7.1 положения ЦБ от 22.12.2014 N 448-П основными средствами не является.

В этой связи учитываемое на балансовых счетах 619, 620 и 621 имущество в силу статьи 374 НК (об исчислении налога исходя из среднегодовой стоимости основных средств) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Вместе с тем, налоговая база в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, определяется как кадастровая стоимость имущества (а не балансовая).

Следовательно, в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых кредитными организациями на балансовых счетах 619, 620, 621, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, если в субъекте РФ принят соответствующий закон об особенностях определения налоговой базы в рамках статьи 378.2 НК.

С учетом изложенного письмо Минфина от 05.02.2016 N 03-05-04-01/5884 действует в части, не противоречащей настоящему письму, а письмо от 01.07.2016 N 03-05-04-01/39869 не применяется. В этих письмах утверждалось, что указанное имущество облагается налогом.

По этому поводу "Коммерсант" со ссылкой на Минфин сообщил, что изменение позиции ведомства связано с "многочисленными обращениями кредитных организаций". Вопрос определения налоговой базы по налогу на указанное имущество был дополнительно рассмотрен с участием Банка России, уточнили в министерстве. Поскольку письма ведомства не имеют силы нормативных актов, и период действия писем не определен, банки могут подать уточненные налоговые декларации и вернуть излишне уплаченный налог.