Компания обратилась в департамент торговли и услуг с заявлением о выдаче двух лицензий на розничную продажу алкогольной продукции сроком на пять лет. Департамент отказал в предоставлении услуги, указав на наличие задолженности по уплате налогов.

Компания обратилась в суд (дело № А40-121683/2016) с иском к ИФНС о взыскании убытков по уплате госпошлины в размере 650 тысяч рублей, уплаченной при подаче заявления, поясняя, что задолженность на момент обращения в департамент отсутствовала.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, пояснив, что для взыскания убытков необходимо доказать факт наличия убытков, факт противоправного деяния госоргана, наличие между ними причинной связи, а также размер убытков. 

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 19 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие задолженности по налогам. Эта информация поступает в департамент по запросу через интернет. Ответы на запросы департамента формируются автоматически без участия должностных лиц ФНС с использованием системы информационных ресурсов, содержащих необходимую информацию, в данном случае - карточки расчетов с бюджетом.

Суды установили, что в результате ошибки налогоплательщика (неверно указанного КПП при оформлении платежного поручения по налоговому платежу) налог не мог быть определен в качестве уплаченного, а был отнесен в разряд невыясненных поступлений. Обращаясь в департамент, компания уплатила госпошлину за определенные действия, которые были выполнены. Такого основания, как возврат или зачет госпошлины в случае отказа в предоставлении госуслуги, законодательством не предусмотрено.

В результате суды (постановление кассации Ф05-1945/2017 от 06.04.2017) пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между убытками в виде госпошлины за предоставление лицензии и действиями ИФНС.