В письме от 7 февраля 2017 г. N ЕД-4-15/2172 ФНС ответила на вопрос о применении универсального передаточного документа (УПД) как товаросопроводительного документа вместо счета-фактуры и международной товарно-транспортной накладной (CMR) при подтверждении права на нулевую ставку НДС при экспорте товаров на территорию государств – членов ЕАЭС.

В этих целях налогоплательщик согласно НК представляет в налоговый орган в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих соответственно вывоз товаров за пределы РФ или перемещение товаров с территории одного государства – члена ЕАЭС на территорию другого государства – члена ЕАЭС.

УПД предназначен для подтверждения факта передачи и получения товара (груза). УПД не применяется для оформления фактов хозяйственной жизни, для которых законодательством РФ или международными нормами предусмотрены специальные правила. В частности, постановлением правительства РФ от 15.04.2011 N 272 установлены правила перевозки грузов автомобильным транспортом, в том числе порядок оформления перевозок. Правила международных перевозок грузов регламентируются конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19.05.1956). Существуют особенности оформления факта приема к перевозке груза морским, воздушным, железнодорожным и трубопроводным транспортом.

Учитывая изложенное, УПД, составленный продавцом для подтверждения факта изменения финансового состояния продавца и покупателя в результате передачи-приемки товара (груза), не может являться транспортным, товаросопроводительным или иным документом, подтверждающим факт вывоза товаров (груза) за пределы РФ или факт их перемещения с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Вместе с тем, при экспорте налогоплательщик должен представить в том числе и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, заполненное импортером, с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.

В целях проставления вышеназванной отметки в заявлении налоговый орган импортера применяет представленные счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС налогоплательщика-экспортера при отгрузке товаров, и транспортные (товаросопроводительные) документы. К тому же, указанная в заявлении информация о товаре (например, единица измерения товара, стоимость товара и другое) заполняется на основании счета-фактуры или транспортного (товаросопроводительного) документа.

Указанные показатели заявления заполняются на основании сведений из иного документа, выставленного (выписанного) продавцом, в случаях, когда выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства – члена ЕАЭС экспортера.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК налогоплательщики РФ обязаны составлять счет-фактуру при реализации, импортеры, приобретающие товар у экспортера, зарегистрированного в РФ, при заполнении заявления используют счет-фактуру, полученный от российского налогоплательщика.

Положения главы 21 НК и постановления 1137 не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов.

Таким образом, заполнение формы УПД в соответствии с требованиями к счету-фактуре, установленными статьей 169 НК, и с дополнительными реквизитами, удовлетворяющими требованиям закона о бухучете, позволяет использовать документ как счет-фактуру, а также как первичный учетный документ о передаче товара ("статус 1").

Учитывая изложенное, УПД со статусом "1" может являться основанием для подтверждения данных, содержащихся в заявлении.