По результатам выездной проверки ИФНС указала на утрату предпринимателем права на УСН, поскольку ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», не вправе заключать договор доверительного управления (согласно пункту 3 статьи 346.14 НК участники договора доверительного управления вправе применять УСН только с объектом «доходы минус расходы»). Инспекция доначислила налоги по общей системе.

При обращении в суд (дело № А26-10310/2015) предприниматель полагал, что инспекция должна применить расчетный метод исчисления налогов, поскольку при применении УСН «доходы» у него отсутствовала обязанность по учету расходов.

Суды трех инстанций установили, что доход определен инспекцией на основании анализа движения денежных средств по расчетным счетам предпринимателя и представленных им книг учета доходов и расходов и первичных документов. При исчислении НДФЛ инспекцией документально подтвержденные расходы – на содержание объектов недвижимости, на приобретение товарно-материальных ценностей, почтовые расходы, суммы уплаченных налогов и сборов, банковская комиссия за ведение расчетного счета и тому подобные.

Суды (постановление кассации Ф07-965/2017 от 09.03.2017) признали, что предприниматель мог иметь дополнительные затраты, произведенные наличным путем, которые не смог подтвердить, и постановили учесть профессиональный налоговый вычет в размере 20% от суммы установленного дохода в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 221 НК. Применение указанного вычета не лишает предпринимателя возможности доказать фактический размер расходов. Доказательств того, что расходы составляли более 20% от доходов, ИП не представил.

Суды признали, что отсутствие учета расходов при утрате права на УСН не является безусловным основанием для применения расчетного метода исчисления налогов.