В феврале 2015 года предприниматель принял Д. на работу продавцом на 0,5 ставки (за 4 месяца и 15 дней до ухода в отпуск по беременности и родам). Договор заключен после постановки Д. на учет в ранние сроки беременности. С момента ухода Д. в декрет обязанности продавца предприниматель возложил на себя. В связи с наступлением страхового случая он выплатил Д. пособие по беременности и родам и обратился в ФСС с заявление о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.

По результатам камеральной проверки фонд отказал в возмещении расходов, указав на отсутствие фактических трудовых отношений с Д. и создание предпринимателем искусственной ситуации в целях необоснованного получения средств. Инспекция сослалась на трудоустройство работницы на поздних сроках беременности, незадолго до наступления страхового случая, отсутствие документального подтверждения выполнения ею трудовых обязанностей в магазине по торговле краской, цементом и иными тяжеловесными материалами.

Суды трех инстанций (дело № А32-19455/2016) отменили решение фонда, указав на представление достаточных документов, подтверждающих выполнение трудовой функции: трудового договора, приказа о приеме на работу на 0,5 ставки, штатного расписания, документов о реализации товара, поступившего в магазин (где единственным продавцом работала Д.).

Кассация (Ф08-1047/2017 от 06.03.2017) отметила: «должностные обязанности продавца не предполагают оформление каких-либо документов от имени продавца, из которых можно было бы документально установить исполнение трудовой функции».