Компания-арендатор в лице руководителя Б. заключила с физлицом (с той же фамилией, однако в материалах дела не указано на родственные связи) в лице ИП Б. (тот же руководитель фирмы), действующего на основании доверенности, договор аренды нежилого помещения.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила компании НДФЛ с дохода, полученного физлицом в рамках указанного договора, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А03-23848/2015) отменили решение инспекции, указав на пункт 183 ГК – при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица.

Суды установили, что доверенность не наделяла ИП Б. полномочиями по сдаче помещения в аренду и назначению арендной платы. То есть предприниматель действовал в своих интересах.

Более того, согласно выписке движения денежных средств компания перечисляла деньги на расчетный счет ИП Б. Акты и счета на оказание услуг по аренде помещения, а также на оплату коммунальных услуг в адрес компании выставлял ИП Б. от своего имени. Полученные денежные средства отражены в доходах предпринимателя при исчислении УСН. При этом инспекцией не доказана последующая передача предпринимателем арендной платы физлицу.

Таким образом, инспекцией не доказано получение физлицом дохода от сдачи в аренду нежилого помещения, и, соответственно, не доказана обязанность налогового агента от удержанию НДФЛ с этого дохода, указали суды (постановление кассации Ф04-7091/2017 от 15.02.2017).