В письме от 23.01.2017 № 03-03-07/3024 Минфин рассказал о признании доходом имущества, а также имущественных прав, распределяемых при ликвидации организации.

Согласно принципу определения доходов, установленному в статье 41 НК, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 251 НК при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником), при распределении имущества ликвидируемого хозобщества или товарищества между его участниками.

В соответствии с пунктом 2 статьи 277 НК в случае ликвидации организации и распределения ее имущества доходы акционеров (участников, пайщиков) определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) стоимости акций (долей, паев).

Из этого следует, что в случае ликвидации организации налогооблагаемый доход акционеров (участников) определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале.

Отвечая на вопрос о дате признания дохода при получении права требования в результате ликвидации, Минфин напомнил про метод начисления - согласно порядку признания доходов, установленному статьей 271 НК, доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.