Предприниматель без наемных работников, применяющий общую систему налогообложения, уплатил страховые взносы за 2014 год, исходя из полученной прибыли (доходов за вычетом расходов).

ПФ исчислил взносы на основании данных о полученных предпринимателем доходах (без учета понесенных расходов), доначислил взносы, пени и штраф и выставил требование об уплате задолженности.

Суды двух инстанций (дело № А32-12907/2016) признали законным решение фонда, указав на статью 14 закона 212-ФЗ – в случае превышения дохода над суммой 300 тысяч рублей вносы исчисляются, исходя из МРОТ, плюс 1% от суммы дохода, превышающей 300 тысяч рублей. То есть, взносы определяются исходя из дохода и не предусматривают возможность учесть расходы.

Кассация отменила решение судов, указав на пункт 1 части 8 той же статьи – доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей 227 НК, то есть по суммам доходов, полученных от деятельности. При этом пункт 1 статьи 221 НК предусматривает при определении налоговой базы по НДФЛ возможность уменьшения полученного дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

В решении кассации (Ф08-216/2017 от 13.02.2016) указано: «доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц».

До выхода определения КС от 30.11.2016 № 27-П суды занимали противоположную позицию. Однако позднее суды начали прислушиваться к мнению КС.