Компания (лизингополучатель) заключила с лизингодателем договоры на приобретение оборудования и перечислила аванс, с которого были заявлены налоговые вычеты по НДС. Согласно договору аванс является обеспечением исполнения обязательств лизингополучателя по договору и засчитывается лизингодателем в счет стоимости лизинга в соответствии с графиком лизинговых платежей – начиная с 63 ежемесячного платежа по сроку уплаты июль 2017 года.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, полагая, что авансы должны быть зачтены в счет оплаты (соответственно НДС восстановлен) в момент получения имущества, а не в момент, когда аванс подлежит зачету в счет оплаты услуг по договору лизинга согласно графику лизинговых платежей. При этом факты поставки, отражения всех счетов-фактур, расчетов с бюджетом по НДС, использование приобретенного имущества в деятельности, являющейся объектом налогообложения по НДС, инспекцией не оспариваются.

Суд первой инстанции (дело № А08-1613/2015) признал законным решение инспекция, полагая, что порядок восстановления НДС не зависит от условий договора. Таким образом, по мнению суда, авансы по договору лизинга должны быть зачтены с начала уплаты регулярных лизинговых платежей, а не согласно графику.

Апелляция отменила его решение, указав на подпункт 3 пункта 3 статьи 170 НК – суммы налога, принятые к вычету по авансам, подлежат восстановлению согласно условиям договора. В данном случае авансы обеспечивают надлежащее исполнение лизингополучателем условий договора на всем протяжении графика лизинговых платежей и подлежат зачету на конечном этапе его исполнения. Кассация (Ф10-5649/2016 от 08.02.2016) согласилась с выводами апелляции, отметив, что именно совершенные операции определяют налоговые обязательства налогоплательщика, а не наоборот.