8 сентября 2015 года в компании был назначен директор с возложением обязанности по ведению бухучета. Других работников в компании не было. В этот же день директору предоставлен отпуск без сохранения зарплаты по 31 декабря 2015 года.

7 декабря на должность главного бухгалтера принята К. Ей установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 20 часов с двумя выходными днями. Отработав один день в количестве 4 часов, она ушла в отпуск по беременности и родам. Ей было выплачено пособие в размере 105 тысяч рублей, и компания обратилась в ФСС с заявлением о выделении средств на возмещение этих расходов.

По результатам камеральной проверки фонд указал на создание искусственной ситуации, направленной на необоснованное возмещение средств при отсутствии доказательств фактического выполнения работницей трудовых обязанностей в должности бухгалтера.

Компания обратилась в суд, полагая, что ею выполнены все условия, необходимые для возмещения пособия: наличие трудовых отношений, подтверждение наступления страхового случая и документальное подтверждение выплаты пособия.

Суды трех инстанций (дело № А32-20210/2016) признали законным решение фонда, указав, что ведение работником деятельности 4 часа не обосновывает экономическую целесообразность привлечения в штат бухгалтера за 1 день до ее ухода в отпуск по беременности и родам, при нахождении директора в отпуске за свой счет и без привлечения иного бухгалтера для сдачи отчетности за 2015 год.

Суды (постановление кассации Ф08-10052/2016 от 23.01.2016) пояснили, что правомерность предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не зависит от наличия у работодателя полномочий по приему на работу. Страхователь должен доказать не только факт выплаты зарплаты и отчисления взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений. В данном случае компания такие доказательства не представила.