Компания приобрела у ООО «И» земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости (здания склада и двух КПП). Для приобретения указанного имущества взят банковский кредит и заем у ООО «Г».

По результатам камеральной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, установив занижение стоимости зданий и завышение стоимости земельного участка, реализация которого, согласно НК, НДС не облагается. Этот вывод сделан на основании оценки земельного участка и строений.

Компания оспорила решение в суде, полагая, что территориальный налоговый орган в соответствии со статьей 105.17 НК не вправе в ходе камеральной проверки контролировать соответствие цен по спорной сделке.

Суды трех инстанций (дело № А40-71974/2015) отклонили этот довод, указав на согласованность действий компаний, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Суды установили, что ООО «И» доходы от реализации недвижимости не отразило, не обладает человеческими ресурсами для ведения предпринимательской деятельности. Получателем дохода в ООО «И» является только генеральный директор. Таким образом, НДС, заявленный к возмещению, фактически не исчислялся и не уплачивался в бюджет, в связи с чем источник для его возмещения сформирован не был.

Судья ВС (305-КГ16-9205 от 08.08.2016) отметил: «существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций имеет юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды». В передаче дела в коллегию по экономическим спорам компании отказано.

Дело привела ФНС в обзоре правовых позиций КС и ВС, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения.