Между ЗАО (клиент) и ООО (консультант) был заключен договор о предоставлении комплексных юридических услуг по подготовке и ведению дела по спору о кадастровой стоимости земельного участка, которым клиент владел на праве долгосрочной аренды. Договором была предусмотрена оплата в размере 20 тысяч рублей плюс 10% от сохраненной для клиента суммы после положительного заключения суда.

По результатам судебного разбирательства экономия для клиента составила 37,8 млн рублей (с учетом срока аренды участка 45 лет). Факт оказания юридических услуг подтвержден поручением по ведению дела, доверенностями, заявлением о пересмотре определения кадастровой стоимости, отчетом об оценке рыночной стоимости объекта, экспертным заключением и прочими.

В счет исполнения договора ЗАО перечислило исполнителю 20 тысяч рублей, однако дополнительное вознаграждение – «гонорар успеха» - не выплатило и расторгло договор в одностороннем порядке.

ООО обратилось в суд (дело № А12-47304/2015) с иском о взыскании с ЗАО 3,8 млн рублей задолженности за оказанные юридические услуги. Суд первой инстанции удовлетворил требования истца.

Апелляция отменила его решение, разъяснив, что требование не подлежит удовлетворению, поскольку результат зависел не от действий исполнителя, а от решения суда. Размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 424 ГК - с учетом фактически совершенных исполнителем действий. Суд пояснил, что стороны договора вправе самостоятельно устанавливать порядок и сроки внесения платежей, однако не могут связывать выплату вознаграждения с принятием конкретного судебного решения - судебное решение не может выступать предметом какого-либо гражданско-правового договора. Более того, «гонорар успеха» противоречит природе договора об оказании правовых услуг. Кассация (Ф05-15390/2016 от 19.102016) поддержала выводы апелляции.

Ранее по делам № А65-5757/2014  и № А75-10582/2012  суды высказывались против взыскания в составе судебных расходов «гонорара успеха» с налоговиков. Однако встречалось и положительное решение о взыскании подобного вознаграждения, выплаченного клиентом юрфирме, с проигравшей суд стороны (ИФНС).