20 октября 2014 года компания в лице руководителя С. через представителя сдала в ПФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев. Через два дня этот же расчет поступил по электронным каналам связи, подписанный электронной цифровой подписью С.

7 ноября компания представила уточненный расчет за 9 месяцев с нулевыми показателями по электронным каналам связи с подписью Б.- прежнего директора. Кроме того, посредством почтовой связи поступил еще один уточненный расчет за подписью С. и с начислениями.

По результатам камеральной проверки ПФ составил справку о выявлении недоимки по взносами и направил требование о ее уплате.

Компания обратилась в суд (дело № А51-4179/2015), поясняя, что находится в состоянии корпоративного конфликта среди учредителей. Все работники уволены. Вместе с тем С., являясь нелегитимным руководителем, неправомерно подала в фонд расчет, в котором отражены начисления по взносам без представления сведений по каждому работнику. По мнению компании, факт неуплаты взносов является нарушением, при выявлении которого составляется акт проверки, то есть требование, вынесенное на основании справки, является незаконным.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф03-4456/2016 от 23.09.2016) отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что акт проверки составляется в случае выявления нарушений (статья 38 закона 212-ФЗ) и в дальнейшем является основанием для привлечения к ответственности. При этом на момент представления последнего расчета С. согласно ЕГРЮЛ была руководителем компании и была вправе подписывать документы. В данном случае нарушений в ходе проверки фондом не установлено, следовательно, правомерно составлена справка о выявлении недоимки.