В декабре 2010 года предприниматель прекратил трудовые отношения с последним наемным работником. При этом заявление о снятии с регистрационного учета страхователя, производящего выплаты физлицам, он не подавал.
В мае 2015 года ИП обратился в регистрирующий орган с заявлением о прекращении деятельности в качестве ИП. Инспекция отказала, указав на ответ ПФ – предпринимателем не сдана отчетность по персучету, и с заявлением о снятии с учета в качестве страхователя он не обращался.
Предприниматель обратился в суд (дело № А63-6525/2015) с иском к ПФ о признании незаконным ответа на запрос инспекции о наличии задолженности по предоставлению сведений в фонд.
Суды трех инстанций удовлетворили его требования, указав, что положениями федерального закона 212-ФЗ обязанность представлять сведения персучета, расчеты по начисленным и уплаченным взносам возложена на плательщиков взносов, а не на лицо, формально имеющее статус страхователя – работодателя, но фактически не имеющее работников и не производящее им выплаты.
Судья ВС (308-КГ16-12410 от 04.10.2016) указал: «в отсутствие фактических трудовых (гражданско-правовых) отношений с физическими лицами и, как следствие, в отсутствие выплат (вознаграждений) им, индивидуальный предприниматель не является плательщиком страховых взносов и не должен представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, иные сведения персонифицированного учета, а также обращаться с заявлением о снятии с регистрационного учета в территориальных органах пенсионного фонда». Фонду отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.