ООО «Д» применяло общую систему налогообложения и сдавало в аренду предпринимателям собственное нежилое помещение - торговый центр. Предприниматели применяли УСН и были освобождены от уплаты НДС.

ООО «Д» представило в инспекцию декларацию по НДС за 4 квартал 2014 года. По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, указав на занижение налоговой базы по НДС.

Инспекция установила, что предприниматели сдавали помещения в субаренду со значительным увеличением ставки. При этом договоры субаренды были типовыми. Предприниматели за аренду не платили. На счет ООО «Д» поступали денежные средства в рамках договора займа от ООО «Ф». Большая часть перечисленных субарендаторами денежных средств была направлена арендаторами в адрес ООО «Ф» в рамках агентских договоров как возмещение расходов агента. Однако ООО «Ф» не представило документы, подтверждающие наличие агентских отношений. Также ООО «Ф» перечисляло денежные средства и в адрес арендаторов, затем эти средства переводились на личные счета либо снимались на хознужды, либо перебрасывались в адрес друг друга, а впоследствии были переведены на личные счета и сняты на хознужды.

Инспекция указала на взаимозависимость ООО «Д», «Ф» и предпринимателей - предприниматели являлись сестрами и племянниками руководителя ООО «Д», а руководитель ООО «Ф» - сотрудником ООО «Д». Инспекция решила, что налогоплательщиком умышлено выведена из оборота выручка для занижения налоговой базы по НДС. 

Суды трех инстанций (дело № А57-26423/2015) поддержали выводы инспекции, указав также, что в налоговых декларациях ООО «Ф» и ООО «Д» указан один номер телефона. Суды учли, что ООО «Д» несло расходы на размещение рекламной информации об аренде торговых площадей, то есть самостоятельно вело поиск арендаторов и сдавало помещения в аренду.

В решении кассации (Ф06-12174/2016 от 06.10.2016) указано: «налогоплательщик использовал в своей хозяйственной деятельности взаимозависимых лиц - индивидуальных предпринимателей, для занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, поскольку исключил из обложения НДС выручку от сдачи в аренду торговых площадей конечным организациям и предпринимателям, создав формальный документооборот, позволяющий учитывать данную выручку предпринимателям, находящимся на упрощенном режиме налогообложения и не уплачивающим НДС, с последующей передачей указанной выручки налогоплательщику в виде заемных денежных средств, которые не учитываются в целях налогообложения».