ООО «Б» (арендатор) заключило с ООО «У» (арендодатель) однотипные договоры аренды имущества с переходом права собственности по выкупной цене по истечении срока договора. Выплаченная арендная плата засчитывается в выкупную цену. Размер арендной платы составляет твердую цену в месяц, равную ориентировочной сумме договора, деленной на количество месяцев аренды. Залоговая (выкупная) стоимость передаваемого в аренду имущества равна ориентировочной цене или размеру ежемесячной арендной платы, умноженной на количество месяцев аренды. В результате арендатор учитывает стоимость имущества в расходах в течение срока аренды, заявляет вычеты НДС с арендной платы и не уплачивает налог на имущество, поскольку имущество передается по нулевой стоимости.

В ходе проверки ООО «Б» инспекция классифицировала спорные договоры как договоры купли-продажи имущества с отсрочкой его передачи и предоплатой, в связи с чем определила арендные платежи до даты окончания действия договоров и передачи права собственности на имущество в качестве авансовых платежей за переданное имущество. Инспекция указала, что такие платежи не учитываются в расходах единовременно в качестве арендных. После передачи имущества в собственность эти платежи надо включить в состав первоначальной стоимости имущества с последующим ее списанием через механизм амортизации. Компании доначислены налог на прибыль, НДС, налог на имущество, пени и штрафы.

По мнению компании, до момента, когда платежи будут учтены в составе выкупной цены, их следует рассматривать только как арендную плату. В момент перехода имущества в собственность арендатора первоначальная стоимость оборудования равна нулю, поскольку арендные платежи учтены в расходах и не могут учитываться в стоимости амортизируемого имущества. Действующее законодательство не требует того, чтобы платежи по договору аренды с правом последующего выкупа арендованного имущества были в обязательном порядке распределены на составляющие в виде выкупной цены и арендной платы.

Суды трех инстанций (дело № А40-205262/2015) отказали в удовлетворении требований, признав, что реальная воля сторон была направлена на заключение договора купли-продажи с отсрочкой передачи права собственности на имущество и предварительной оплатой ежемесячно равными платежами в течение действия отсрочки.

Суды (постановление кассации Ф05-14509/2016 от 29.09.2016) обратили внимание на отличие спорных договоров от обычного договора аренды - прямое условие о безусловном и безальтернативном переходе права собственности на имущество по окончанию срока аренды.